На российском рынке представлены газгольдеры отечественного производства, чешских, польских и итальянских фирм. Исторически так сложилось, что российский потребитель любит делаеть выбор в пользу зарубежной продукции. Такой выбор в случае с газгольдерами может быть недальновидным.
Почему? <Разберемся, сравнив технические характеристики, особенности производственного процесса и обратившись к законодательству РФ.
Чешские, польские и итальянские резервуары имеют толщину стенки 6 мм против 8 мм отечественных газгольдеров, то есть меньше, чем разрешено техническими требованиями, действующими на территории России. Действительно, себестоимость сосуда снижается, но использование таких газгольдеров на территории РФ незаконно.
Сравним особенности конструкции резервуаров:
- Польские, чешские и итальянские резервуары используют так называемые раскатные днища. Круглую заготовку раскатывают на стане роликом до нужной формы. Отечественные правила безопасности и ГОСТ на сосуды, работающие под давлением разрешают использовать для давлением только горячештампованные днища. Суть в том, что при раскатке (в случае рассматриваемых в статье газгольдеров) в местах выкатки стенка утончается до критических 4-5 мм при толщине заготовки 6 мм.
- Толщина стенки 6 мм появилась не случайно: в расчетах на прочность резервуара заведомо допускается погрешность (ошибка). Расчетное давление еврогазгольдеров 1,56 МПа (15,6 атм) против требуемых правилами РФ 1,6 МПа (16 атм). Это все написано в паспорте сосуда на 1 странице. Именно из-за этого «плывет» весь расчет. А почему бы не занизить расчетное давление до 12 атмосфер? Ведь вполностью заправленном газгольдере давление зимой 4 атм, летом 9-10 атм. Просто в Европе требования более мягкие.
- Самое слабое место чешских, польских, итальянских газгольдеров– это последний (замыкающий) сварной шов. Когда стыкуется обечайка с последним днищем, то проваривается только наружный шов. Данный стык выполняется по типу «подкладного листа». Днище имеет больший диаметр, чем обечайка и как бы надевается на цилиндр. Провар в данном случае только снаружи. Абсолютно все сварочные швы российского газгольдера двустронние. Сначала нужно состыковать без смещения кромок, потом приварить. Сварщик высочайшей квалификации проходит в емкость через вырез будущей горловины и варит 4 метра шва вручную в специальной маске. После вваривания горловины сварочный шов закрывается укрепляющим воротником. Это необходимое требование для безопасной эксплуатации сосуда на протяжении всего срока службы.
- Еще одним спорным вопросом является качество стали в Европе, якобы она не ржавеет так, как российская. Не ржавеет только нержавеющая сталь, которая в 5,5 раз дороже 09Г2С или той, что используются для изготовления чешских, польских, итальянских газгольдеров.
- «Правильный» российский газгольдер имеет седловые опоры.
Кроме того, важным аспектом является ответственность производителя. В каждом паспорте российского резервуара стоит «живая» печать предприятия и подпись главного инженера, который несет уголовную ответственность за емкость. Это - реально досягаемый человек. Кому предъявлять претензию в случае протечки польского газгольдера по шву с односторонним проваром? Продавцу? Он отправит Вас в Европу.